Ребята, читаем, рассуждаем и учимся
Материал взят из блога Марии Сониной ,адрес блога http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/2011/07/1.html
Материал взят из блога Марии Сониной ,адрес блога http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/2011/07/1.html
Философия. «Все наши теории – это не что иное, как обобщение
опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)
Вариант
1.
Потребность в знаниях - одна из
неотъемлемых характеристик человека. Вся история человеческой цивилизации
представлена как процесс развития, поиска и использования научного знания.
Однако в гносеология и по сей день идёт спор сенсуалистов и рационалистов:
“Что важнее при получении научного знания: чувственное или рациональное
познание?” Сенсуалисты полагают, что истинное знание может быть получено только
на основе чувств, а разум “замкнут” в рамках уже известного. Рационалисты же
наоборот указывают, что данные полученные на основе чувств и эмоций не могут
быть достоверными. Свой ответ на этот вопрос даёт ответ В.А. Амбарцумян,
выдающийся советский учёный, основоположник теоретической астрофизики.
Сегодня сложно оставаться в стороне от
этого спора. В информационном обществе ценность научного знания и способов его
получения увеличивается: ежедневно делаются сотни научных открытий, ведётся поиск
альтернативных источников информации, развиваются коммуникативные способности
общества. Образовательные и познавательные возможности общества увеличиваются.
Сегодня даже в пределах небольшой школьной лаборатории стало возможным делать
маленькие открытия и что-то изобретать. В таких условиях проблемы познания
приобретают всё большую значимость.
Различные уровни научного познания
неразрывно связаны между собой. Чувственный опыт, который является “поставщиком
данных” для эмпирического уровня познания, вместе с методами, основанными на
мышлении, то есть, теоретическими, всецело помогают объективно отразить
явления, факты и закономерности существующей действительности.
Автор
считает, что этот спор невозможно разрешить в чью-либо сторону и поэтому
высказывает компромиссную точку зрения. Он уверен, что не может один вид
познания быть важнее другого – они оба имеют одинаковую значимость в научном
познании. Более того, они эти понятия взаимосвязаны между собой..
Невозможно не согласиться с В.А.
Амбарцумяном. Действительно, любые теоретические научные данные создаются
гармоничным дуэтом разума и чувств, которые дополняют друг друга. На
эмпирическом уровне в сознании человека создаются целостные образы предметов и
закрепляются основные свойства объектов познания. На рациональном уровне
человек выходит за рамки чувств, между объектами устанавливаются связи и
рождаются суждения об изучаемых предметах или явлениях. Именно эти суждения
позволяют сформулировать вывод, умозаключение из полученных данных.
Согласованное использование разных форм как рационального так и чувственного познания приближает исследователя к истине, которая хоть и относительна и, возможно, субъективна, но отражает представления человека о мире вокруг на данный момент времени.
Согласованное использование разных форм как рационального так и чувственного познания приближает исследователя к истине, которая хоть и относительна и, возможно, субъективна, но отражает представления человека о мире вокруг на данный момент времени.
Так,
именно организованная и упорная познавательная деятельность Чарльза Дарвина,
основоположника теории эволюции дала возможность обосновать происхождение
человека и всей жизни на Земле. Великий учёный много лет провёл, путешествуя по
миру, наблюдая за жизнью животного мира, сравнивая биологические признаки
разных видов животных и растений и устанавливая связи между их
наследственностью.
Таким образом, только
единство различных уровней современного научного познания обеспечивает их
объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс и
развитие общества. Следует также не забывать о том, что, помимо научного
познания, существует и ненаучное, которое также проявляется в различных формах:
миф, народная мудрость, паранаука и другие. Они тоже оказывают влияние на процесс получения знаний о мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий