Тезисы по теме " Социология и социальная психология"
- Взято из материалов блога Марии Сониной
- Адрес блога http://uchitobshestvoznanie.blogspot.ru/2011/07/1.html
Базовые науки: социальная психология, социология (т. к. в задании С9 ЕГЭ-2013 этим двум наукам соответствует одна тема (а не две, как это было раньше), я тоже объединила их).
Научный контекст (в предыдущем сообщении, посвященном аргументации, данный пункт назывался "проблема", однако, высказывание, предложенное в качестве темы эссе не всегда является проблемным; это может быть и однозначное суждение, предполагающее иллюстративно-описательное изложение какой-то темы (или нескольких тем) обществоведческого курса): личность, ее социализация и воспитание.
Утверждающие тезисы.
- Личностью не рождаются, а становятся и для этого человек должен предпринять немалые усилия: овладеть речью, разнообразными моторными, интеллектуальными и социокультурными навыками.
- Личность способна сама определять для себя смысл, цели и задачи деятельности и ищет оптимальные способы их выполнения.
- Выделяют следующие стадии социализации: адаптация (некритическое освоение социального опыта), индивидуализация (критическое отношение к общественным нормам поведения), интеграция (желание найти свое место в обществе), трудовая социализация (усвоение и воспроизводство трудового опыта) и послетрудовая социализация (передача социального опыта новым поколениям).
- Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием "агенты социализации". К ним относятся: национальные традиции и обычаи, государственная политика, средства массовой информации, социальное окружение, образование, воспитание, армия, церковь и др.
Темы эссе.
- "Личность творится не тем, что человек слышит и говорит, а трудом и деятельностью" (А. Эйнштейн)
- "Без социализации человек не может существовать как член общества" (Т. Г. Грушевицкая)
- "Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный посев" (А. Н. Толстой)
- «...акт рождения личности не совпадает ни по времени, ни по существу с актом рождения человеческого тела, с днем физического появления человека на свет» (Э. Ильенков)
Примеры.
- Науке известно немало случаев, когда ребенок, похищенный волками, медведями или обезьянами, воспитывался: в течение нескольких лет вдали от людей. Затем его ловили и возвращали в человеческое общество. Во всех этих случаях человек, выросший среди животных, становился зверем, утрачивал почти все человеческие признаки. Дети не могли усвоить человеческую речь, ходили на четвереньках, что у них исчезала способность к прямохождению, они едва выучивались держаться на двух ногах, жили дети примерно столько же лет, сколько в среднем живут воспитавшие их звери ...
О чем это говорит этот пример? О том, что ребенка нужно ежедневно, ежечасно воспитывать, целенаправленно управлять его развитием. О том, что вне общества человеческий ребенок превращается в животное.
- Всемирно известный богач Рокфеллер уже в детстве проявлял качества предпринимателя. Купленные мамой конфеты он делил на три части и с наценкой продавал их своим маленьким сестрам-сладкоежкам.
- И. Ньютон учился в школе посредственно. Однажды его обидел одноклассник, который носил звание первого ученика. И Ньютон решил отомстить ему. Он стал учиться так, что звание лучшего досталось ему. Привычка добиваться поставленной цели стала главной чертой великого ученого.
- На стадии адаптации, особенно в период младенчества, главную роль в жизни ребенка играет мать. Она кормит его, ухаживает, дарит заботу и ласку, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Если мать тревожна, а обстановка в семье напряженная, если ребенку не хватает внимания матери, то ребенок теряет чувство защищенности, становится пессимистичным, начинает отставать в психическом развитии от своих сверстников.
- Среди агентов первичной социализации особую роль играют родители и друзья-ровесники. Родители хотят, чтобы их сын или дочь стремились походить на взрослых, а у ровесников, наоборот, он учится быть ребенком. Родители могут наказывать ребенка за ошибочные решения, проступки, нарушение нравственных принципов, норм поведения, а ровесники к его ошибкам либо равнодушны, снисходительны, либо даже одобряют их. Друзья-ровесники выполняют важную функцию: они облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими. Таким образом, ровесники учат тому, чему родителям зачастую трудно научить. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние в процессе социализации своих детей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий